воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Легенды авиации. Ту-144ЛЛ

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 называют пиком гражданской авиации. Самолет установил множество мировых рекордов, которые держатся до сих пор, это уникальное воздушное судно остается непревзойденным образцом инженерной мысли, во многом обогнавшем свою эпоху. Но даже среди всех Ту-144, конкретно этот борт самый быстрый и необычный. Давайте познакомимся с ним поближе, а заодно поговорим об истории отечественной авиации.




2. Этот Ту-144 один из двух, находящихся на территории Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском.


3. Здесь много интересных самолетов, о некоторых из них хотелось бы рассказать подробнее, но оставим это на другой раз. Сегодняшний рассказ о Ту-144 с бортовым номером RA-77114.


4. Многие видели на МАКСе борт с номером СССР-77115. Это брат борта 77114.


5. Самолет Ту-144Д с бортовым номером 77114 совершил свой первый полет 13 апреля 1981 года. Самолет принимал участие в завершении государственных испытаний Ту-144Д. Было выполнено 9 полетов.


6. В июле 1983 на этом самолете было установлено 3 мировых рекорда. Два из них – 13 июля установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг. Достигнута средняя скорость 2031,5 км/ч. 20 июля установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км. Получена средняя скорость 2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг.


7. В 1986 году самолет Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись до 1988 года.


8.  27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин.


9. 17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) 2-го поколения».


10.  Самолет был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ. Вместо двигателей РД-36-51А были установлены форсированные двигатели НК-32-1, используемые на самолетах Ту-160.


11.  Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников.  Было усилено крыло, доработаны топливная и другие системы, изменена механизация крыла. Эти изменения повысили скорость самолета с 2,15 маха до 2,3 маха. Первый полет в новом варианте состоялся 29 ноября 1996 года.

12. Давайте поднимемся на борт.


13. В самолете сохранилось множество деталей ушедшей эпохи. Неожиданная надпись, правда?


14. Туалет. Очень лаконичное и непривычное обозначение.


15. Поражает сохранность аппаратуры.


16. Кажется, что самолет летал совсем недавно.


17. В салоне нет пассажирских кресел. Он был под завязку заполнен аппаратурой, как и положено лаборатории. Забегая вперед, скажу, что сверхзвуковой пассажирский самолет 2-го поколения так и не был создан.


18. Иллюминаторы у Ту-144 довольно маленькие. Вся конструкция самолета была подчинена одной задаче - максимальной скорости.


19. На летающей лаборатории Ту-144ЛЛ было выполнено 19 полетов с комплексным выполнением экспериментов, а также 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета.


20.  Обратите внимание на эту фотографию. Это крепеж, сейчас самолет готов к разборке. Скоро я расскажу, зачем это нужно.


21. Артефакты былых времен.


22. Детали от первоначальной компоновки салона.


23. Сейчас невозможно представить, чтобы на борту самолета в ящике находился топор.


24. Специальные клампаны, установленные на месте аварийных дверей. Служат для выравнивания давления внутри и снаружи воздушного судна при экспериментах. Иначе от нагрузок и разницы давления самолет могло бы разорвать изнутри.


25. Детали, детали, детали. Каждая табличка, каждая строчка - история.


26. Заглянем в кабину.


27. 11 февраля 1998 года программа летных экспериментов на Ту-144ЛЛ была завершена.


28. В апреле 1999 года этот самолет выполнил заключительный полет в истории Ту-144.


29. Дальнейшая история борта несколько раз грозила утратой самолета.


30. Сначала его хотели продать за границу.


31. Продать самолет в США помешали двигатели, применявшиеся на Ту-160.


32. После этого самолет переходил из рук в руки и едва не был распилен на металлолом.


33. К счастью, есть еще люди, для которых судьба и история отечественной авиации дороже денег. Путем невероятных усилий этот борт удалось спасти от разрушения и оставить на территории ЛИИ.


34. Сейчас борт поддерживается силами энтузиастов.


35. Инженеры, пилоты, техники, авиационные люди, ценители истории, энтузиасты объединяются, чтобы спасти самолет от разрушения и забвения и дать ему вторую жизнь.


36. Для спасения и сохранения истории отечественной авиации создан специальный фонд «Легенды авиации».


37. Не смог удержаться от такой фотографии за штурвалом Легенды.


38. Я расскажу о том, что планируется сделать с этим Ту-144.


39. Согласитесь, самолет достоин гораздо большего, чем ржаветь на задворках института. И такое решение есть.


40. Сейчас реализуется проект по установке Ту-144 на въезде в Жуковский в знаковом месте, на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева.


41. Несколько слов о фонде «Легенды авиации».  Благотворительный фонд «Легенды Авиации» был создан в апреле 2015 года для реализации проекта создания Национального музея авиации в городе Жуковском по инициативе Главы  городского округа и людей, которые всей душой болеют за авиацию и ее историю.


42. Один из реализованных проектов фонда -  создание и установка скульптурной композиции «Авиаторы». Торжественное открытие состоялось 18 июня 2016 года.


43. Скульптурная  композиция, изображающая летчика в форме 1930–1940-х  годов и стоящего рядом  мальчика с моделью самолета, по задумки авторов и инициаторов проекта символизирует вехи истории отечественной авиации, преемственность летных поколении.


44. Сейчас уже разработан проект восстановления и документация по установке Ту-144 и созданию музея авиации. Осталось дело за деньгами, стоимость реализации проекта составляет 40-50 миллионов рублей. В эту сумму входит покраска самолета, подготовка площадки, транспортировка и другие работы.


45. Дальнейший разговор мы ведем в офисе «Научно-инженерной компании (НИК)», которая немало сделала для подготовки проекта. Председатель софета фонда «Легенды авиации» Ваньшин Валерий Федорович, заместитель председателя совета фонда Агафонов Михаил Михайлович и Алексей Николаевич, инженер того самого Ту-144, рассказали о том, как они пытаются привлечь средства. По большому счету, сумма не такая уж и большая, но значение проекта трудно переоценить.


46. Самолет в исторической ливрее будет установлен на площади, стилизованной под взлетно-посадочную полосу.


47. О ходе и особенностях проекта рассказывается на сайте благотворительного фонда www.avialegends.org. Там же можно пожертвовать посильную сумму на восстановление самолета и создание музея.


48. Большая просьба, поделитесь этим репортажем с друзьями и коллегами. Ваши репосты помогут привлечь внимание к проекту. По большому счету достаточно одного или нескольких серьезных спонсоров, чтобы реализовать проект уже этим летом. Документация согласована, есть грамотные люди с соответствующим образованием, готовые вложить силы и душу, но материалы и техника, увы, стоят денег.


49. Давайте пожелаем удачи «Легендам авиации» и красавцу Ту-144. Этот самолет и наша история достойны уважения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий